Типичная продолжительность человеческой жизни не является неким постоянным значением – до рождения цивилизации она составляла от 20 до 30 лет и затем неуклонно росла по мере развития науки и медицины. Сегодня люди живут больше 60 лет в большинстве стран мира, и свыше 80 лет – в Японии и в других развитых государствах с высоким качеством жизни и первоклассной медициной.
Ян Вийг (Jan Vijg) и его коллеги из университета Нью-Йорка(США) придумали оригинальную методику анализа данных по смертности, которые собирались за последние сто лет. Их интересовало не собственно количество смертей людей в определенном возрасте, а то, где происходит наиболее заметный спад в числе умерших людей при сравнении данных более ранних и более поздних лет.
Если предела жизни нет, то этот «горб выживания», как называют его ученые, будет плавно и постоянно двигаться в сторону более пожилого возраста. Если же он существует, то данный "горб" остановится на определенной точке, и не будет двигаться дальше.
Группа Вийга проанализировала то, как менялась смертность в Франции, Японии, США и Великобритании в последние 40 лет, обращая особое внимание на то, в каком возрасте умирали самые долгоживущие люди в этих государствах.
Их анализ показал, что «горб выживания» постепенно двигался в сторону более зрелых лет до середины 1980 годов, после чего его рост прекратился. В свою очередь, максимальный возраст людей, умиравших в тот или иной год, не только не вырос, а заметно упал в последние 20 лет после смерти самой старой жительницы планеты, Жанны Кальман, умершей в возрасте 122 года в 1997 году.
В целом, ученые оценивают ежегодную вероятность того, что хотя бы один человек достигнет возраста в 125 лет и только потом умрет, в 1 шанс из 10000 попыток. Столь низкая вероятность говорит о том, что предел жизни человека существует и что он примерно равен ста годам. Можно говорить, что человечество уже достигло своего предела, перешагнуть который оно самостоятельно не сможет без искусственного вмешательства в жизнедеятельность.
По мнению ученых, дальнейший прогресс в лечении и профилактике инфекционных и хронических заболеваний может повысить среднюю, но не среднюю максимальную продолжительность жизни.