Артистка вспоминает, как молилась за независимость Украины после ее провозглашения.
24 августа Украина отметит 29-ю годовщину независимости. К этому дню theLime пообщался с украинскими артистами, имена которых уже были на слуху в годы "перестройки". Мы попросили их вспомнить конец 80-х и начало 90-х, рассказать о своем видении независимого государства, ожиданиях и реалиях современности. Сегодня и завтра читайте на страницах раздела беседы с Ниной Матвиенко, участниками группы "Брати Гадюкіни", Павлом Зибровым, Богданом Бенюком, Романом Балаяном и Ольгой Сумской.
Нина Матвиенко о независимости узнала на гастролях в США. Новость так потрясла народную артистку Украины, что 24 августа до сих пор остается для нее ярчайшим воспоминанием.
О тяжелой перестройке
90-й год для меня был тяжелым, потому что с купонами шли большие пертурбации. Мы не понимали, что с ними делать, но пока они не появились, люди жили без ничего. Я помню один случай, когда женщина-учительница в Черкассах выпрыгнула из окна, потому что очень голодала.
О независимости и свободе
В 91 году я была в Америке на гастролях с Тоней, моей дочкой. Ей было 10 лет, и она уже со мной там пела 5 песен. И когда я услышала, что у нас День независимости будет, что теперь у нас будет все по-новому, я была настолько окрылена, настолько не ожидала, что почему-то плакала. Боялась, чтобы ничего не изменилось, чтобы никто не помешал. Я так молилась усердно: "Боженька, помоги нам с независимостью". Сколько крови за нее пролито, сколько жизней отдали люди за нее, и тут вдруг это оглашается. Для меня это был такой крик души - счастья! Я помню, как мы вышли на площадь с флагом, и я шла за этим флагом. Именно поэтому кровная эта Независимость для меня святая, завоеванная. Кто-то говорит, что мы так легко ее достали - Господи помилуй! Разве это так в один раз делается? Мы сотни, тысячи лет к ней шли, ведь всегда шли войны на этой территории, за эту божью землю. Теперь я понимаю, откуда такие нападки: со всех концов нас рвут, как собаки, все хотят эту землю. Но я верю, что человечность победит. Предки нам дали эту землю, и сейчас нужно за отца и мать отработать, я так думаю - кто голосом, кто словом, кто сыновней любовью не продажной. Независимость и свобода - это будто мое сердце.
О развитии украинской песни
Благодаря народной песне я выросла до камерной певицы. Я нашла композиторов и подтянула народную песню до того уровня, чтобы они ее обрабатывали, чтобы одевали ее в драгоценные наряды - или просто в чистые белые одежды, ведь она прекрасна. Это делала Анна Гаврилец, Евгений Станкович, Олег Кива, Анатолий Авдиевский в хоре Веревки. Я так благодарна Богу, что родилась петь и нашла отдушину - не самодеятельную песню. Сегодня можно спеть все "под народное", есть много такой "заробитчанской" веселой песни. Я немного не так к этому подхожу, ведь человек должен быть не только веселым, а и задумываться почему он живет.
О независимости украинских женщин
Леся Украинка, Марко Вовчок - наши писательницы, которые давно утвердили этот статус женщины [независимой]. Незачем равнять их с мужчинами, я не думаю, что мужчины эти такие уж двужильные. Среди них есть и недоумки, и придурки. Отношение к женщине как к слабой нам навязывали извне, многие ему следовали, и очень оно нам подпортило кровь. Но мы совсем по-другому на этой земле живем. Материнское начало у нас самое сильное, оно у нас почитается. Войны шли еще при Ольге. Исторические факты говорят, что пока ее сын завоевывал территории, сама княгиня становилась с женщинами рядом - они и жито вязали, и коров доили. В войну женщины становились за плуг и работали как мужчины, потому что они заменяли своего друга. Не мужа, а друга, ведь у нас "дружина" - как боевая половинка.