Портал Sobesednik.ru решил узнать у компетентного юриста, что все-таки по закону полагается ему в таком случае. К тому же для нашей страны ситуация, когда двое имеют общего ребенка, но формально не женаты, довольно распространенная, так что все сказанное в отношении Шепелева можно применять и в других таких случаях.
– Если двое людей состояли в гражданском браке и один из них не составил завещания (завещание можно составить на кого угодно – соседа, брата, на того, с кем живешь в фактическом браке, зарегистрированном и так далее, в том числе и на партнера), то по закону на второго человека не распространяется норма о наследовании, – рассказал адвокат юридической группы «Яковлев и партнеры» Кира Корума.
– Если в гражданском браке составить завещание на партнера, то у него есть шанс стать наследником.
По словам эксперта, в праве наследования не имеет никакого значения то, что два человека фактически много лет жили вместе и вели общее хозяйство, а также завели общих детей:
– У Жанны Фриске по закону наследники – только родители и сын. Родители могут отказаться от своего наследства в пользу сына. Однако Дмитрия Шепелева даже в такой ситуации нельзя, как говорится, сбрасывать со счетов. И он может на кое-что претендовать.
– Если один из сожителей, как они называются правильно, уходит из жизни, а есть совместное имущество и другой внес вклад в него, то он в принципе может подать иск на признание права собственности на часть имущества, попытаться доказать, что это имущество принадлежит ему конкретно, потому что он приобрел его за счет своих денежных средств, – поясняет Кира Корума.
– Правда, это будет достаточно сложно доказывать. Предположим, Дмитрий Шепелев перечислил деньги со своего счета на счет продавца дома и это видно в документах, а дом оформлен на фактического сожителя. Но здесь сразу будет контраргумент адвоката тех же родителей, что он подарил это имущество ей, Жанне Фриске.
– Еще могут сказать, что и деньги у них все были общие?
– У них деньги не были общие. Деньги были у каждого свои. Как они их делили, этого никто выяснять не будет. Риск для таких незарегистрированных пар – это то, что общими они, их накопления, не признаются в любом случае.
– Если Дмитрий захочет забрать себе какую-нибудь бытовую технику, например дорогой телевизор или кофемашину, а гарантийный талон, которые всегда именные, выписан на него, он сможет это сделать?
– Если такой документ у него есть, то он может сказать: отдайте мне хотя бы то, что на меня оформлено. Но это точно не будет недвижимое имущество, а какие-то бытовые вещи или автомобиль.
– Российский суд обычно идет навстречу в таких случаях?
– Думаю, это может быть перспективным – все, что касается бытовых вещей вплоть даже до машины. Все, что оформлено лично на него, он в принципе может взять и уйти. Если кто-то будет удерживать эти вещи, то тогда можно подавать иск о лишении законного владения.
– Сын Платон – несовершеннолетний, а Шепелев – его отец и законный представитель. Так что он все равно будет распоряжаться его имуществом?
– Да, но ему придется получать разрешение органов опеки в некоторых случаях.
– В каких случаях?
– Точно в отношении недвижимого имущества и еще, возможно, в отношении денег на счете. Когда есть оба родителя, они, естественно, это решают между собой. В случае же одного родителя органы опеки могут как-то контролировать, но в большинстве случаев все решается без них. Органы опеки возникают в случае конфликта или спора. Например, бабушка и дедушка, родители Фриске, решат, что Шепелев распоряжается деньгами неправильно. Они имеют право общаться с внуком и под этим соусом могут написать заявление в органы опеки, что Шепелев тратит деньги неправильно. Но обычно органы опеки дают согласие только на сделки с недвижимостью, а не по бытовым вопросам.
– У Фриске, по некоторым данным, остался долг за лечение. Кому его придется выплачивать?
– Наследникам. Если договор был заключен на ее имя, то рассчитываться будет тот, кто получит наследство.
– Они обязаны это делать?
– Да, если наследник принимает наследство, то он принимает и долги.
– А если долг больше наследства?
– Тогда можно не принимать наследство. Это единственный выход. Общий принцип: принимаешь наследство – принимаешь и активы, и долги. И то, что это долг иностранной компании, не имеет никакого значения.